понедельник, 28 марта 2016 г.

Чаепитие из хохломы

  Продолжая тему чаепития по Заданию "Праздничное чаепитие" ЧБ Crazy - lab


сделала такую открытку.


Открытку делала по Универсальному скетчу марта ЧБ Зачарованные скрапом.


  В основе открытки использовала бумагу ScrapBerry's "Melody of My Soul". Она отвечает, на мой взгляд, замыслу открытки и в том, что чаепитие из самовара и посуды хохломской росписи в большей степени соответствует дачной теме или сельской местности, и в том, что посуда для хохломской росписи изготавливается из дерева.
  Ажурная бумажная салфетка в данном случае, как некая скатерть - самобранка, на которую выставлен и расписной самовар, и варенье из бабушкиного погреба, и расписная хохломская посуда, и тульский медовый пряник. 


Расписные цветы, как элементы, вырезаны из узора хохломской росписи. А красочная птица летит во все края славить мастерство русских умельцев.


  Узнавать больше о хохломе очень познавательно - по Заданию № 49 - Рубрика "Познавательный скрапбукинг" ЧБ Скрапбург - город творчества.


Считается, что этот самобытный русский народный промысел, имеющий более чем трехсотлетнюю историю, является уникальным явлением не только в российском масштабе, но и в мировом. И как явление с глубокой давней историей развитие этого промысла имеет несколько версий и овеяно легендами. По одной из версий после церковной реформы Никона 1650-60-х гг. старообрядцы бежали в лесное Поволжье, основав там свои поселения. Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они владели древним приемом "вызолачивания" изделий, прежде всего, икон, имели тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, образцы растительного орнамента. А местные мастера отменно владели токарным искусством изготовления различных форм посуды из дерева и искусством объемной резьбы. Так слияние мастерства местных жителей и старообрядцев зародило искусство Хохломы.
  По другой версии существуют свидетельства того, что нижегородские ремесленники освоили способ имитации позолоты на дереве еще до появления старообрядчества. В некоторых ремесленных селах умели изготавливать посуду с применением оловянного порошка. Только он был дорогой. И основным заказчиком такой посуды в то время оказались монастыри. В мастерских монастырей вызывавшиеся для работы местные мастера могли ознакомиться с изготовлением праздничной посуды с позолотой и росписью.
  Первоначально слово Хохлома означало название одного из торговых сел, куда мастера свозили свои изделия и где проводился торг. Отсюда и пошло название "хохломская роспись" или "хохлома". А основной секрет Хохломы тот, что при нанесении специального состава и обработке в печи изделия приобретают медово-золотистый цвет.
   Изготавливают хохломские изделия из липы, осины, березы. Процесс изготовления достаточно трудоемкий.  Ведь деревянные полуфабрикаты высушивают до 6-8% влажности, шпаклюют куском шерстяной ткани глиняным раствором с добавлением мела и просушивают. Потом грунтуют льняным маслом, дают вылежаться и сушат в сушильном шкафу. Затем покрывают олифой и снова сушат, причем этот процесс происходит не один раз. Потом идет процесс лужения - покрытие алюминиевым порошком до получения ровного металлического блеска с помощью куколки, т.е. тампона с куском пришитой короткостриженной овчины. Затем изделия поступают мастерицам на роспись. После росписи изделие натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки.
  Требования к материалам обработки деревянных изделий высокое, ведь на настоящей хохломской посуде с течением времени не должен потрескаться лак, не должны поблекнуть краски, какие бы блюда не подавались в них - холодные или горячие.
   Стоит отметить, что существуют два крупных центра хохломской росписи - Сёминская фабрика и Семёновская со своими традициями и отличительными особенностями росписи.
  Мне были особенно интересны такие факты в описании хохломской росписи, как использование мастерицами штампиков из шляпного войлока и даже гриба-дождевика для нанесения простого орнамента. А при выполнении мотивов, например, "ягодка", "цветок" используют, так называемые, круглые тычки из свернутой капроновой ткани.
    О типах письма и особенностях орнамента хохломской росписи - это большая, но очень интересная тема.
   Завершить пост хотелось бы строчками Александра Блока, которые так по-русски выражают суть чаепития!

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!

За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!



10 комментариев :

  1. Какая русская история получилась с самоваром и чашками. Такая познавательная статья. Спасибо, что творите с нами ЧБ Крейзи лаб

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Таня, за Ваш комментарий! Да, получается русская история по заданию народных традиций. Сама с интересом окунулась в эту познавательность.
    Спасибо за задание Вашему блогу!

    ОтветитьУдалить
  3. Настоящее русское застолье!

    ОтветитьУдалить
  4. Лариса, чудесная открытка! Ох, красота! А медок, а пряник! Спасибо вам за участие в задании от блога ScrapMaster!
    Пошла чаек пить, - вдохновили))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня, за Ваш комментарий! Да, красочная хохлома аппетитна. Рада, что вдохновила Вас на чай. Спасибо за такое интересно-вдохновляющее задание Вашему блогу и Людмиле Масловой!

      Удалить
  5. Замечательная хохломская открыточка! Спасибо, что участвуете в задании! Скрапбург.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля, за Ваш комментарий и возможность заглянуть в мир Хохломы!

      Удалить
  6. Спасибо от Зачарованных скрапом, что вдохновились нашим скетчем!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...